МАОУ СШ № 139
г. Красноярск
  • Психолого - педагогическое сопровождение

    Уважаемые родители!

    Учение в школе - это новый период в жизни вашего малыша. Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в гимназии ребенок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе. дети далеко не одинаково легко <вживаются> в новые условия жизни - школьное обучение.

    Наблюдается три уровня адаптации детей к школе. Зная их содержание, вы сможете определить, как проходит период привыкания к школьной жизни у вашего ребенка.

    Уровни адаптации

    Содержание

    Высокий

    уровень

    - Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно.

    - Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи.

    - Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля.

    - Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).

    - Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение

    Средний

    уровень

    - Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.

    - Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно.

    - Усваивает основное содержание учебных программ.

    - Самостоятельно решает типовые задачи.

    - Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.

    - Общественные поручения выполняет добросовестно.

    - дружит со многими одноклассниками

    Низкий

    уровень

    - Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе.

    - Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.

    - Наблюдаются нарушения дисциплины.

    - Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.

    - Самостоятельная работа с учебником затруднена.

    При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.

    - К урокам готовится нерегулярно. для того чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный

    контроль: систематические напоминания, побужцения со стороны учителя и родителей.

    - Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания.

    - Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников

    Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников.

    Необходимым условием успешной адаптации ребенка в школе является степень участия родителей в его школьной жизни, в организации приготовления уроков, особенно в первый год обучения.

    Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?

    1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка.

    - Рабочее место должно быть достаточно освещено.

    - Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки.

    - Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.

    2. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.

    - Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1-1,5 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений.

    - Если ребенок посещает кружок или спит после занятий в школе, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер.

    3. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы.

    - Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно! Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 мин. К концу начальной школы оно может доходить до 30-40 мин.

    - На перерыв достаточно 5 мин., если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседания, прыжки, наклоны и т.д.).

    4. Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных заданий кроме тех, которые ему задали в школе.

    - Не забывайте, что у первоклассника ежедневно бывает определенное количество уроков, поэтому его работоспособность в течение дня снижается.

    5. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу.

    - Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в своп силы.

    б. Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.

    - Может случиться так, что ребенок плохо усвоил учебный материал. Тогда придется дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным.

    7. Присутствуйте при подготовке ребенком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей.

    - На первых порах при выполнении домашнего задания дети могут делать много ошибок, помарок от неумения распределять внимание, чрезмерного напряжения, быстрого утомления.

    8. Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка.

    Обратите, пожалуйста, внимание на развитие значимых для школьника умений и при необходимости окажите своему сыну или дочери помощь в их приобретении и развитии. К таким умениям относятся:

    • умение собрать свой портфель (ранец);

    • поздороваться с учителями и детьми;

    • задать вопрос учителю или однокласснику;

    • ответить на вопрос;

    • слушать объяснения и задания учителя;

    • выполнять задание;

    • попросить учителя помочь, если что-то непонятно, что-то не получается;

    • умение долгое время заниматься одним и тем же делом;

    • обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями;

    • разделять работу на части;

    • адекватно реагировать на замечания;

    • объяснить то, с чем не согласен;

    • учитывать мнение других;

    • гордиться своей работой и не скрывать этого;

    • устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками;

    • брать на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства;

    • самостоятельно пользоваться общественным транспортом, деньгами, средствами для проведения свободного времени;

    • умение осуществлять выбор, обеспечивающий собственную безопасность.

     Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учеба ребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Опыт показывает, что никакая самая хорошая школа не может полностью заменить ребенку семью, семейное воспитание. Единство требований семьи и школы - очень важный принцип воспитания. Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Ребенок, лишенный родительской нежности, вырастает замкнутым, неконтактным.

          Помните! Ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения:

    - в любой момент оставьте все свои дела и займитесь ребенком;

    - советуйтесь с ним, невзирая на возраст;

    - признайтесь сыну (дочери) в ошибке, совершенной по отношению к нему (к ней);

    - извинитесь перед ребенком в случае вашей неправоты;

    - почаще ставьте себя на его место;

    - всегда воздерживайтесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка;

    - пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная

    прихоть;

    - не стесняйтесь рассказывать поучительные случаи из своего детства, представляющие вас в невыгодном свете;

    - сохраняйте самообладание, даже если поступок ребенка вас вывел из себя.

    Методики определения комфортности и затруднений ребенка в школе.

    Проживая в школе немалую часть собственной жизни, ваш ребенок порой не умеет рассказать о ней так, чтобы вы получили бы более или менее четкое представление о радостях, переживаниях, успехах и трудностях ребенка. Предлагая вам несколько несложных методик родительской диагностики, надеемся, что они позволят довольно легко и естественно проникнуть в школьный мир вашего ребенка.

    Пользуясь ими, старайтесь не забывать о нескольких важных вещах:

    - к рассказу, информации, собственному отношению к человеку или событию, которые доверил вам ребенок, следует относиться «педагогически осторожно». Если ребенок заподозрит, что вы злоупотребляете его откровенностью, то он не станет больше доверять вам;

    - приложите максимум своей изобретательности, способности к педагогической импровизации для того, чтобы разговоры с ребенком на школьные темы по возможности не возникали нарочно, по обязанности и принуждению; помните, что в обычном клубке дневных забот почти всегда отыщется едва заметная ниточка-повод «кстати», потянув за которую и можно начать нужный вам разговор;

    - поверьте, что ваш ребенок наблюдает за вашей жизнью, работой, делами не меньше, чем это делаете вы в отношении его школьных событий. Спокойно, в меру откровенно и доступно рассказывая ему о своих заботах и радостях, вы сможете рассчитывать и на его открытость. Если такой обмен, диалог станет привычным уже в начальной школе, тогда, даже вступив в пору «трудной подростковости», ваш ребенок не замкнется.

    Пять вопросов в конце недели.

    Вечером последнего учебного дня недели, после (во время) ужина или перед тем, как ребенок ляжет спать, поговорите с ним, обсудив несколько простых вопросов:

    - доволен ли ребенок тем, как прошла школьная неделя, и почему?

    - Что за пять учебных дней стало для него главным, показалось интересным, расстроило, обрадовало?

    - Какие «роли» ему пришлось выполнять за неделю (ученик, дежурный, зритель, участник дела, события, победитель, наказанный, помощник и тд.)? Выполнение каких ролей ему понравилось, а каких - нет?

    - Какой из дней запомнился более всего? Почему?

    - С чем связана для него грядущая неделя? Будет ли она в его представлении трудной, радостной, скучной, успешной?

    Беседа по классной фотографии.

    Положите перед собой классную фотографию вашего ребенка. Пусть для начала он «познакомит» вас с одноклассниками, покажет соседей по парте, ряду. В дальнейшем через фотографию можно будет подробно расспрашивать ребенка о взаимоотношениях в классе, о его личных симпатиях и антипатиях. Старайтесь, чтобы ваш сын (дочь) больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Не провоцируя ребенка на «ябедничество», нужно очень тонко дать понять, что вас интересуют не столько конфликты или проступки ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому. Лучше не задавать вопросов типа «Кто у вас в классе больше всех хулиганит?» или «У кого самые плохие оценки?».

    В конце концов, если ребенок действительно захочет, он случайно или специально расскажет об этом сам. Предпочтительнее задавать вопросы, помогающие создать, укрепить положительное, доброе, уважительное отношение к одноклассникам: «К кому можно обратиться за помощью?», «С кем интереснее всего играть?», «Кто самый веселый?» и т.п.

    Как я закончу четверть (год)?

    За две-три недели до конца четверти (учебного года) предложите ребенку составить собственный прогноз итоговых оценок. Нарисуйте вместе с ним будущий табель и попросите выставить ожидаемые отметки. Объясните, что лучше стремиться оценивать будущие достижения реально-оптимистично, а не мечтательно-предположительно. Кто-то из детей уже в начальной школе имеет склонность к занижению собственных (даже неплохих) достижений, кто-то, напротив, оценивает свои будущие результаты необоснованно высоко. Когда вы получите настоящий табель и положите его рядом с ((прогнозом)), у вас будет тема для разговора с ребенком. При этом педагогическим смыслом разговора должно стать не только обсуждение результатов учебы, но и степень точности составленного заранее прогноза.

    Плюсы и минусь, школьного дня.

    Это несложная диагностика-игра, позволит вам достаточно объективно оценивать ежедневное настроение ребенка, связанное со школой. На листке бумаги или с помощью двух видов предметов (например, пуговицы и бусинки; зерна красной и белой фасоли и т.п.) нужно «нарисовать» прошедший школьный день. Чего в нем оказалось больше - радостного или неприятного, хорошего или плохого? Главное - увидеть общее настроение, а не допытываться по поводу каждого «плюса» и «минуса», хотя вполне вероятно, что о некоторых из них ребенок захочет рассказать Вам сам.

    Копилка школьных УСПЕХОВ.

    Поставьте в специальном месте стеклянную (пластиковую) банку или прозрачную коробочку. Отныне это - «копилка школьных успехов», в которую, к примеру, будут «складываться» «пятерки» и «четверки». Не сами по себе, конечно, а в виде чего-то материального. Например, тех же зерен крупной фасоли или крупных макарон-ракушек.

    Предвидя возможный родительский соблазн, предупредим сразу: играть в то, что за получаемые «пятерки» вы будете складывать в копилку пятирублевые монеты, не стоит. Даже не будем объяснять, почему. Причин, поверьте, более чем достаточно. Гораздо разумнее, чтобы содержимое «копилки» оставалось условным. Более того, пусть ребенок кладет туда фасолинки или ракушки самостоятельно. Поверьте, искушение быстренько заполнить баночку неполученными по-настоящему отметками пройдет быстро, а возможно, и не возникнет вовсе. Ваша задача - сделать игру привлекательной и простой. Как? Довольно просто.

    Как только «копилка» оказывается заполненной, удивите сына или дочку приятным сюрпризом и... верните фасоль или ракушки на их обычное кухонное место. Пусть все начнется сначала. Лучше, если наградой за полную копилку станет не выполнение заранее данного ребенку обещания (куплю, подарю и т.д.), а что-то пусть вовсе не дорогое, но удивительное и неожиданное.

    Объем копилки лучше выбрать такой, чтобы ее заполнение, с одной стороны, не растягивалось на бесконечные месяцы, а с другой - не становилось делом пяти дней. Разумеется, возможны варианты:

    короткие макаронины-бочонки, к примеру, удобно нанизывать на вертикальный стержень, а фасолины выкладывать по кругу в большой красивой вазе.

    Да! Ни в коем случае не забирайте ничего из копилки в качестве наказания за двойки или замечания. Во-первых, это может сделать процесс заполнения практически бесконечным, а значит, бессмысленным, а во-вторых, это попросту несправедливо.

    Рекомендации родителям пятиклассников в период адаптации к новым условиям обучения:

    1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школь­ных делах. Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, которые ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подоб­ные беседы о школе. Обязательно спрашивайте ва­шего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

    2.  Регулярно беседуйте с учителями вашего ре­бенка о его успеваемости, поведении и взаимоотно­шениях с другими детьми. Даже если нет особенных поводов для беспокой­ства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца. Во время беседы вы­разите свое стремление улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, что­бы мирно разрешить их, даже если придется беседо­вать для этого с директором школы. Иначе вы мо­жете случайно поставить ребенка в неловкое поло­жение выбора между преданностью вам и уважени­ем к своему учителю.

    3.  Не связывайте оценки за успеваемость ребен­ка со своей системой наказаний и поощрений. Знайте программу и особенности школы, где учит­ся ваш ребенок. Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые для ро­дителей, используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат.

    4.  Помогайте ребенку выполнять домашние за­дания, но не делайте их сами. Установите вместе с ребенком специальное вре­мя, когда нужно выполнять домашние задания, и следите за выполнением этих установок. Это помо­жет вам сформировать хорошие привычки к обуче­нию. Продемонстрируйте свой интерес к этим зада­ниям и убедитесь, что у ребенка есть все необходи­мое для выполнения их наилучшим образом. Одна­ко если ребенок обращается к вам с вопросами, свя­занными с домашними заданиями, помогите ему най­ти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

    5.  Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребен­ка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например: любит фильмы — купите книгу, по которой постав­лен фильм, так возникнет любовь к чтению; любит играть - - покупайте справочники, так возникнет стремление узнавать что-нибудь новое. Ищите лю­бые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней де­ятельности.

    6.  Особенные усилия прилагайте для того, что­бы поддерживать спокойную и стабильную атмос­феру в доме, когда в школьной жизни ребенка про­исходят изменения.

    Эмоциональный контакт с подростком:

    1. Согласитесь с беспокойством и неудовольствием.

    Это возраст, полный противоречий и беспокойства. Ничего ненормального нет в том, что поведение подростка изменчиво и непредсказуемо, что он мечется от крайности к крайности, любит родителей и одновременно ненавидит их и т.д.

    1. Избегайте попыток казаться слишком понимающим. Избегайте таких высказываний как «Я отлично понимаю, что ты чувствуешь». Подростки уверены, что они неповторимы, уникальны в своём роде. Их чувства, это даже для них самих  что-то новое, личное.  Они видят себя, как сложных и таинственных существ, и они искренне огорчены, когда в глазах других их переживания выглядят простыми и наивными.
    2. Различайте согласие и разрешение, терпимость и санкционирование. Родители могут терпимо относиться к нежелательным поступкам детей (например, новая прическа) – то есть поступкам, которые не были санкционированы, не поощрялись родителями.
    3. Разговаривайте и действуйте как взрослый. Не соперничайте с подростком, ведя себя, так как он, используя молодежный жаргон. Подростки нарочно принимают стиль жизни, отличный от стиля жизни их родителей, и это тоже составляет часть процесса формирования их личности. Так начинается отход от родителей.
    4. Одобряйте подростка и поддерживайте его сильные стороны. Ограничьте комментарии, относящиеся к дурным сторонам характера подростка. Напоминание о недостатках может сильно затормозить общение подростка с родителем. Многоэтапной задачей родителя является создание таких отношений и предоставление подростку такого жизненного опыта, которые будут укреплять характер и создавать личность.
    5. Избегайте акцентировать слабые стороны. При обнаружении другими слабых сторон характера подросток чувствует боль. А если причина этой боли –  родители, то она дольше не проходит.
    6. Помогите подростку самостоятельно мыслить. Не усиливайте зависимость от вас. Говорите языком, который поможет развить независимость: «Это твой выбор», «Сам реши этот вопрос», «Ты можешь отвечать за это», «Это твоё решение». Родители должны подводить детей к самостоятельному принятию решений и учить сомневаться в правильности мнений ровесников.
    7. Правда и сочувствие рождают любовь. Не торопитесь вносить ясность в те факты, которые, по вашему мнению были извращены. Родители, скорые на расправу,  не научат уважать правду. Некоторые родители излишне торопятся точно сообщить, где, когда и почему они были правы. Часто подростки встречают такие заявления упрямством и злобой. Таким образом, иногда и правда  превращается в смертельное для семейных отношений оружие,  если единственная цель – это докопаться до истины.
    8. Уважайте потребность в уединении, в личной жизни. Этот принцип требует некоторой дистанции, что может показаться для некоторых родителей невозможным.
    9. Избегайте громких фраз и проповедей. Попробуйте разговаривать, а не читать лекции. Избегайте заявлений, типа «Когда я был в твоем возрасте…», «Это меня ранит больше чем, тебя…».
    10. Не навешивайте ярлыков. «Аня глупая и ленивая. Она никогда ничего не добьётся». Такое «навешивание» ведет к тому, что предсказание исполняется само собой. Ведь дети склонны соответствовать тому, что о них думают родители.
    11. Избегайте неоднозначных высказываний. Обращение родителя к подростку должно содержать одну информацию: понятный запрет, доброжелательное разрешение или отрытую возможность сделать выбор.
    12. Избегайте крайностей: давать полную свободу также неверно, как и «закручивать гайки».
    13. Сохраняйте чувство юмора.


         Когда человеку не подходит климат, он начинает болеть. Психологический климат в семье для ребенка еще важнее. Если такой климат становится непереносимым для ребенка, деваться ему некуда: не уедешь, родителей не сменишь… Хрупкая неустойчивая психика ребенка не выдерживает: он срывается в депрессию, уличную тусовку, алкоголь, наркотики. Поэтому, даже ребенок далек от идеала и совсем не похож на Вас, БУДЬТЕ МУДРЫ:
    - когда скандал уже разгорелся, сумейте остановиться, заставьте себя замолчать - даже если Вы тысячу раз правы;
    - опасайтесь!

    В состоянии аффекта ребенок крайне импульсивен.
    Та агрессия, которую он проявлял по отношению к Вам, обернется против него самого. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в Вашей аптечке - всё станет реально опасным, угрожающим его жизни;
    - не кричите, не распускайтесь.

    Ведь ребенок действительно может подумать, ЧТО ВЫ ЕГО НЕНАВИДИТЕ.
    Он будет в отчаянии, а Вы, оглохнув от собственного крика, его крика о помощи не услышите.
    - похвалите своего ребенка с утра, и как можно раньше, и как можно доходчивее, теплее! - не бойтесь и не скупитесь, даже если собственное настроение никуда… (кстати, это и средство его улучшить!) Ваше доброе слово, объятие, поцелуй, ласковый взгляд - подпитка душевная на весь долгий и трудный день, не забудьте!… И на ночь - не отпускайте во тьму без живого знака живой любви…

    Рекомендации ученикам и родителям при подготовке к экзаменам

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie